ЖИЗНЬ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФОТОГРАФИЙ

#соцбокс

Ещё пару-тройку десятилетий назад люди не задумывались о том, что можно ежедневно писать свою автобиографию. Обычно об этом вспоминали под конец жизни, садились за толстый томик или перед своими детьми, внуками, чтобы собрать по кусочкам воспоминаний свой долгий путь и передать его потомкам. Сейчас же мы можем ежеминутно писать автобиографию, сами того не замечая. «Я купила новую кофточку!», «Ура, я стал отцом», «Полетели к инопланетянам в гости» — множество разных твитов, постов и записей гуляют по просторам социальных сетей. Автобиографии отражаются на ваших страничках. И естественно, неотъемлемой их частью являются фотографии. Конечно, куда же без селфи или фото-завтрака! Но давайте немного отойдём от современности и перенесёмся в то время, когда фото были большой роскошью (да-да, такое было). Плюс посмотрим на них с социологической точки зрения.

M_FedotovoyОбратимся к работе французского социолога Пьера Бурдьё «Анализ фотографий», которую он написал в 1965 году. Дата обозначена неслучайно, так как всё описанное ниже относится к тому времени, когда искусство фотографии начинало набирать существенные обороты. Социолог, прежде всего, обращает внимание на то, что значат снимки для их «хозяев», несколько отодвигая в сторону сам процесс съёмки и задумки фотохудожника. Наше мировоззрение, по мнению Бурдьё, состоит из множества представлений и миллионов «малых восприятий» окружающего мира. Мы усваиваем их через сознание и бессознательное, вступая в практическое отношение к миру. И как раз фотография является одним из вариантов огромного числа восприятий повседневной жизни. Представьте, он писал про это в 60-х годах прошлого века, но насколько же это актуально для современности! Вокруг нас сотни снимков. Мы можем не читать сам пост или подпись под фото, потому что оно самодостаточно и воспринимается само по себе, как информация о чём-либо.

Вернёмся к «Анализу фотографий». Социолог описывает, как ключевые события жизни отражались на снимках «хозяина». Например, возьмём свадьбу. Откройте альбом ваших родителей или бабушек, дедушек. Обратите внимание на то, что большинство снимков являются постановочными. Прошло более пятидесяти лет, а тенденция до сих пор сохраняется. Всё потому, что свадебные фотографии несут на себе роль некоего генеалогического знания. Они призваны рассказать детям о членах семьи со стороны обоих родителей. Также на этих фото можно наблюдать и тенденции моды, ведь фасоны платьев, шляпок, костюмов и даже фата невесты меняются из года в год. Если говорить о, грубо говоря, «противоположном» свадьбе событии – похоронах, то у них фактически такая же функция. Донести до потомков информацию о том, что их предки были, существовали, что с ними действительно можно себя идентифицировать.

P_SokolovaАльбомы. Наверняка дома их достаточное количество, особенно с вашими детскими фото. Сейчас, конечно, весьма сложно печатать все снимки, которые сопровождают нашу жизнь. Если и есть любители «потрогать историю», то они выбирают только самые яркие события. Так вот Бурдьё говорит о том, что смысл составления альбомов состоит в «культе семейного единства». Это некий элемент доказательства того, что семья не только существует, но и живёт в единении, то есть отмечает праздники, ездит в отпуск. Смысл самой фотографии – в событии фотографирования. Если оно запечатлено, значит, оно действительно было.

Это лишь малая часть того, что описано в работе Бурдьё, лишь приоткрытая дверца. Возможно, описанное выше лежит на поверхности, просто мы об этом не задумываемся. Ну а теперь взгляните на свою автобиографию.

Надежда Чувак

Фото Романа Соколова и Марии Федотовой

Post Author: МОРОШКА