ВЕСЬ МИР — МАКДОНАЛЬДС

Странно звучит, правда? Не удивляйтесь, в социологии множество теорий, заставляющих пересмотреть свои взгляды на обыденные вещи.  Одна из них — теория американца Джорджа Ритцера, посвящённая популярному ресторану фаст-фуда.

Хоть раз в жизни каждый из нас бывал в Макдональдсе, а кто-то зависает там практически постоянно. Вполне удобно, особенно, если куда-то спешишь. Забежал буквально на полчаса и сытым пошёл по своим делам, при этом сэкономив практически на всём, кроме здоровья. Но читать морали про фаст-фуд не в компетенции социолога, именно поэтому обратимся к самой теории.

doc142010341_439649064

Макдональдизация. Почти как модернизация, чувствуете? Именно такое название Ритцер даёт процессу, благодаря основным принципам которого этот ресторан фаст-фуда добивается все большего доминирования в самых разных сферах жизни американского общества и остального мира в целом. Но внимание учёного сосредоточено не просто на Макдональдсе. Он говорит, что принципы, которыми руководствуется ресторанный бизнес этой сети, превратились в правила организации современной социальной жизни. Рассмотрим их по порядку.

Эффективность. Цель — накормить большое число посетителей, быстро обслужив их. Именно поэтому вся система работы сотрудников Макдональдса, организация пространства помещения, упорядоченные операции и жёсткое расписание направлены на это. Всё должно быть чётко, ясно и быстро, как конвейер. А теперь перенесём данный принцип на нашу реальную жизнь. С ускорением её ритма мы действуем как роботы, которые выполняют один и тот же ряд операций изо дня в день. Постоянно экономим своё время, чтобы всё успеть, никуда не опоздать. Рационализируем свои действия.

doc142010341_439649068

Предсказуемость. Мы знаем наверняка, что меню Мака одинаково по всему миру. В Петрозаводске, в Москве, да хоть в Австралии, если ты закажешь биг-мак, ты будешь уверен в том, что его размер и ингредиенты не будут отличаться друг от друга. Ритцер говорит, что коммерческий успех системы «Макдональдс» связан с тем, что многие люди по всему земному шару предпочитают жить в мире без неприятных неожиданностей. А ведь так происходит и в целом в жизни. Мы предпочитаем знать, что нас ждёт в определённом месте в данное время. Отвыкли от неожиданностей, в отличие от наших предков, которые постоянно боролись с погодными условиями, лихорадками, например, и жили в вечном страхе за исход своего будущего.

Упор на количественные показатели. Этот принцип тесно связан с эффективностью. За день через точку Мака может пройти более пяти тысяч человек, которые ощущают, что мгновенно приобретают достаточное количество пищи за приемлемую цену. А это количество как раз облегчает оценку эффективности. Операции, которые выполнены за наименьшее время, считаются наиболее результативными. Оглянитесь, вокруг точно такая же система оценки. Везде действует постулат «больше = лучше». Например, рекламные баннеры твердят «купи товар и получи скидку на следующую покупку» или «купи два по цене одного». И эти маркетинговые ходы реально работают.

doc142010341_439649073

Строгий контроль. Этот принцип уже касается работников сети фаст-фуда. За последние лет пять часть их задач была перенесена на нечеловеческие технологии, которые направлены на ещё большую интенсивность «конвейера». Экраны, стойки для самостоятельного заказа, всё это сводит человеческое поведение лишь к последовательным автоматическим операциям. С развитием технологий точно такая же ситуация возникает и в других отраслях нашей жизни. На предприятиях, организованных по принципу макдональдизации, роль персонала заключается всего лишь в точном выполнении инструкций.

doc142010341_439649114

Можете предположить, что встречается среди примеров макдональдизации, перечисленных Ритцером? Это может опять же показаться удивительным и странным, но он говорит о Холокосте, считая его ярчайшим примером современного рационального общества. У Холокоста можно обнаружить все базовые принципы макдональдизации. Эффективность и акцент на количество выражается в уничтожении максимально возможного числа людей за минимальное время, предсказуемость исходит из выбора определённого круга людей, а контроль и подчинение явно основано на нечеловеческих технологиях.  Звучит очень жутко, но всё достаточно логично и обоснованно.

Большое количество букв, напечатанных выше, лишь теория, но, думаю, вполне можно увидеть её и на практике. Задумайтесь, друзья.

Надежда Чувак

Фото Марии Федотовой

 

Post Author: МОРОШКА