ПРО НОВЫЙ ГОД ПО-НАУЧНОМУ

#соцбокс

Огоньки, подарочки, мандаринки, салюты. То, с чем ассоциируется Новый год, особого смысла перечислять нет. Мы все прекрасно осознаём, что это за праздник и с чем «его едят» (да, про оливье, собственно, забывать не стоит). Но давайте посмотрим на Новый год несколько с другой стороны – с социологической.

IMG_0640Чтобы сразу с головой погрузиться в науку, обозначу такой термин, который используют социологи для характеристики общества, как социальное время. Его создают сами люди. События жизни отдельного человека складываются в общую картину событий общества, народа. Социальное время – это некое единство последовательных процессов, вызванных деятельностью людей, некая смена событий. Его, грубо говоря, можно разделить на три части: наша повседневность (то есть будни), выходные и праздники. Именно последние являются особым элементом в структуре социального времени. У праздника есть специальная функция — социокультурная интеграция общности людей. Он не только объединяет нас, но и приобщает к некоему ритуалу. Новый год — самый яркий пример праздника «для всех». Плюс его ритуал носит оттенок сказки, волшебства.

Почему Новый год вызывает общую бурю эмоций? Повышенный эмоциональный настрой – в принципе характерная праздничная черта, поскольку для каждого человека это некий идеал повседневного состояния, переполненного счастьем и радостью. А тут ещё сверху украшенный город, новости в СМИ, покупка подарков и так далее. Иными словами, общий эмоциональный фон подогревается сам собой. Учёные говорят, что одной из существенных особенностей психологии российского общества является как раз «праздничный утопизм».

Праздник воспринимается нами не просто как противопоставление повседневности, но и такое событие, которое находится вообще вне времени, как некий единый акт, оторванный от жизни. Согласитесь, наверняка вы вспомните, как отмечали уходящий 2016-ый год, но вам сложно припомнить, что же происходило, допустим, 17 февраля. После праздников происходит рассинхронизация нашей жизни. Нам не надо беспокоиться о том, во сколько же встать на следующий день, чем занять себя, мы расслабляемся. Но новогодние праздники, которые длятся почти две недели, превращают событие в некий процесс. Рассинхронизация, которая должна была испариться за несколько часов, наоборот набирает обороты и захватывает всё общество, да ещё и на такое длительное время. К 10 января уже хочется работать (ну, бывают исключения, конечно), потому что сообщество не может жить вне общего, социального времени. Нам нужна чёткая структура и последовательность действий.

IMG_0663Теперь рассмотрим Новый год с точки зрения его символики. Например, Дед Мороз. Есть множество предположений, откуда же он возник. Наиболее подходящим к славянской культуре считается такой вариант: верили наши предки в духа холода Морока и чтобы задобрить его бросали за порог мясо, лепёшки, блины. Кажется, что это совершенная противоположность нынешнего Деда Мороза, ведь наш-то сам приносит подарки. Но сходство всё же есть. Каждый ребёнок знает, что получит подарок лишь в том случае, если его поведение было хорошим в уходящем году. То есть обмен всё же происходит, но на другом, материальном уровне. С помощью Деда Мороза дети проходят процесс социализации, то есть усваивают общепринятые нормы и ценности. Новогодние подарки от самого сказочного героя как бы стимулируют детей вести себя соответствующе, что способствует формированию и развитию высоконравственной личности. Так что ни в коем случае не говорите детям, что Деда Мороза не существует! Лучше сядьте и вместе с ними напишите письмо в Великий Устюг.

 

Надежда Чувак

Фото Марии Федотовой

Post Author: МОРОШКА