О любви давно спеты все слова

В культурной сфере ей посвящено неимоверное количество строк, нот, слов, звуков, кадров. Она является главным двигателем вдохновения. Кажется, что об этом можно говорить бесконечно, и тема любви никогда не будет исчерпана. Вечная человеческая загадка. И в стороне от этой загадки не могла остаться и наука.

2   Любовь – несколько неординарный предмет для научного изучения. Возникают предположения о том, что такое тонкое явление невозможно подвергать «аналитической машине», она его просто раздавит. Но любовь является неотъемлемой частью  жизни человека, его безусловной ценностью, а значит и предметом изучения социологической науки. Социологи изучают не любовь «вообще» или между конкретными мужчиной и женщиной, а социальные образцы, которые способствуют симпатиям, возникающим в результате межличностных отношений, а в дальнейшем и возникновению чувства любви.

Теме любви посвящено немалое количество социологических исследований, которые касаются совершенно разных направлений, поэтому сейчас давайте сконцентрируем внимание лишь на одном из них, а именно на наших представлениях о любви. «Образцы любви», её «формулы» — это некие ориентиры для человека, следуя которым он достигает удовлетворения в отношениях с противоположным полом. Эти совершенные представления возникают на базе идеалов культуры и традиций, их порождает само общество. Например, нам с самого детства читают сказки про принцев, которые стремятся завоевать руку и сердце красавиц-принцесс. Интересно то, что русские сказки достаточно сильно отличаются от западноевропейских. В рыцарских романах девушка должна была быть совершенством во всех отношениях: и во внешности, и в нравственных качествах. А юноша-рыцарь обязан добиваться её ответной любви, которая находилась на уровне жизни и смерти. Благородство рыцаря — некий подвиг во имя высших ценностей, а наградой становится любовь совершенной женщины, достигнутая вопреки всем препятствиям. А вот в русских сказках ситуация иная — здесь во всём подчёркивается равенство полов. Женщина наравне с мужчиной решает проблемы защиты рода и своей земли, не пассивно ждёт любимого с боя, а активно помогает ему. Также в западных рыцарских романах дамы решали вопросы согласно принципу «побеждает сильнейший», выходя замуж за убийцу своего мужа, что совершенно нехарактерно для русских былин. У нас жёны князей либо мстили за своих мужчин, либо отправлялись за ними в мир иной.

Образец поведения, представленный именно в художественной литературе, считается классическим ориентиром для брачно-семейных отношений. Как в русской, так и в западной культуре, высокое чувство любви противопоставляется обыденному. Но значительное отличие заключается в том, что любовь не связывается с браком, она абсолютно свободна от него. Также чувства в русском художественном контексте соединены с символами судьбы, ведь если любовь, то обязательно на всю жизнь, «до гроба».

1

Исследователи считают, что традиции «классической» любви сохраняются и в наше время. Проверим это, обратившись к результатам социологических опросов, касающихся представлений нынешнего поколения о самом светлом чувстве. Например, на глубоко волнующий многие поколения вопрос «Кто же должен делать первый шаг?», можно ответить смело — мужчина. Ну, хотя бы потому, что так считают 82% девушек и 70% юношей. Результаты опросов раскрыли и тайну, которая касается причин стремления к любви: это чувство даёт человеку доказательство его полноценности и успешности во всей деятельности, которой он занимается. На вопрос «Довелось ли вам в жизни испытать настоящую любовь? И если да, то сколько раз?» 60% россиян отвечают, что они сталкивались с такими чувствами лишь единожды. Также наши сограждане уверены, что невозможно любить двух людей одновременно (61%). Это чувство возникает лишь между схожими по характеру людьми (43%), а основой любви считается духовная близость, а не физическое влечение (65%). Цифры доказывают, что общие представления о любви фактически не отличаются от классических.

Надежда Чувак

Фото Марии Федотовой

Post Author: МОРОШКА