ВАМ СЛУЧАЛОСЬ ЛЮБОВАТЬСЯ МАТРИЦЕЙ? ЕЁ ГЕНИАЛЬНОСТЬЮ…

«Мы находимся в мире, в котором все больше и больше информации и всё меньше и меньше смысла». Эта цитата из книги «Симулякры и симуляция» французского социолога Жана Бодрийяра. Нечасто научные труды находят художественное отражение в книгах или фильмах. Но про работу Бодрийяра такого сказать нельзя, потому что она стала одним из идейных истоков фильма «Матрица». Да, того самого, 99-го года, где бегают люди в чёрных очках и стремятся спасти частичку уцелевшего от «чар» матрицы мира. Сколько же критики сыпалось (и сыпется до сих пор) на фильм братьев Вачовски, но давайте всё же попробуем провести параллели между работой социолога и сюжетом «Матрицы».

7sqqacMSEswИнтересен тот факт, что сама книга «Симулякры и симуляция» появляется в кадре фактически в самом начале фильма. Нео прячет в ней компьютерный диск. Но важна ли эта деталь, непонятно.

Так что же значит это страшное слово «симулякры»? С симуляцией вроде всё более-менее ясно. Ведь, например, если мы не хотим идти в школу или университет, мы симулируем болезнь, то есть искажаем реальность ложью, заменяем действительное тем, чего не существует. Так вот симулякры – это частички симуляции, то, что её составляет, превращая жизнь лишь в символическую реальность. Социолог соотносит их со знаками, образами, символами, которые заменяют повседневность. Например, мы часто выбираем модные вещи, вместо тех, которые прекрасно функционируют. Вот как раз бренд, марка этой вещи и будет симулякром, а сам процесс его приобретения и использования — симуляцией.

Замена реального происходит во всей нашей повседневной жизни. Бодрийяр говорит, что порнофильмы сейчас сменяют сексуальность, а мыльные оперы – любовь. Музыканты, которые создают аранжировки классических произведений Моцарта, Бетховена, представляют лишь «копию копии», то есть создают вокруг нас симулякры. Подобных примеров множество. Если задуматься, то мы действительно загнаны в некую конструкцию, которая совершенно отошла от реальной жизни. Вот основа соприкосновения фильма и книги. Но в «Матрице» эта идея доведена до критической точки, до полной перестройки человеческого сознания с помощью компьютерной системы. Считается, что приглашение Морфеуса в «пустыню реального» относится не только к Нео. Он показывает и зрителю, что «Матрица» выступает некой аллегорией современного мира, потому что мы живём совершенно оторвано от реальности. Далее несколько доказательств этому.

Как часто вы задумываетесь о том, зачем покупаете что-нибудь? Нужна ли реально вам эта вещь? Вокруг нас столько соблазнов в виде рекламы, что достаточно трудно определить, в какой момент она начинает действовать. Современные массмедиа создают образы, которые становятся эталоном и навязываются нам. Именно поэтому чаще всего мы покупаем товары не потому, что они действительно нам нужны, а просто под воздействием желаний, определяемых рекламой и коммерческими образами.

С усложнением технологий изготовления вещей, мы совершенно забываем, как покупаемые продукты соотносятся с реальным сырьём. Ну например, кто сможет опознать в природе растение, из которого были получены кофейные зёрна? И противоположность – кофейня «Старбакс», которая всё больше распространяется, захватывая внимание огромного количества людей.

А природа? Нет, не та, на которую можно выехать на пикник в майские праздники, а настоящая, нетронутая. Разрастаются города, всё больше «цивилизации», всё меньше связи с природой. То, что ещё не застроено, выступает некой противоположностью урбанизированной реальности. Неужели, чтобы почувствовать некий доступ к природе, мы ждём какого-то определённого знака?

И так далее, доказательств масса. Может быть в «Матрице» показана не такая уж и фантастика, а все взгляды Бодрийяра вполне реальны и очевидны? Может быть пора очнуться?

 

Надежда Чувак

Post Author: МОРОШКА