КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО?

В каком возрасте детство уходит безвозвратно? Некоторые утверждают, что и во
взрослой жизни остаются детьми. Другие говорят, что с детства были серьёзны как
взрослые. И никто не знает, когда же заканчивается это беззаботное время?

PD7BDw0jWsUСтефан Цвейг, известный немецкий писатель 20 века, попытался понять, когда
кончается детство в рассказе «Гувернантка», что значит настоящая любовь в «Письмо
незнакомки» и где находятся тайные струны человеческой души в новелле «Амок». Все
три рассказа объединены в один сборник под названием «Письмо незнакомки», поскольку
именно этот рассказ прослыл самым известным во всем мире. Однако мне по душе
пришёлся рассказ о детстве, предательстве и лжи – «Гувернантка».

Немецкоязычный автор в который раз доказывает, что не зря его называют «мастером
психологической новеллы». В этом произведении освещены проблемы наивности и
взросления, любви и предательства. «Гувернантка» демонстрирует наглядный пример
того, что происходит, когда родители не разговаривают с детьми, чем могут закончиться
отношения двух абсолютно разных людей и как всего за пару недель можно стать
взрослым.

Действия происходят в доме богатой семьи. Тут чувствуются отголоски классицизма:
единство места и действия. Весь сюжет закручен вокруг гувернантки, которая
воспитывает двух маленьких (по мнению автора) сестёр двенадцати и тринадцати лет.
Казалось бы, уже подростковый возраст, но девочки ведут себя неестественно наивно. По
крайней мере, такое впечатление складывается при прочтении у современного человека.
Фройляйн (гувернантка) крутит роман с кузеном девочек Отто и в какой-то момент
решается рассказать ему, что носит его ребенка. Сёстры подслушивают этот разговор, но
не понимают, откуда может взяться ребенок у незамужней девушки. На следующий день
Отто сбегает из дома под предлогом того, что он студент и ему надо готовиться к
экзаменам. А гувернантка перестает заниматься с девочками и всё чаще плачет. В этот
момент сознание девочек совершенно меняется. Теперь они знают, что взрослые
умалчивают и лгут о многих вещах, что они живут в обмане. Теперь они следят за каждым
жестом, кивком и подмигиванием всех членов семьи. И сами всё чаще врут и обманывают,
постепенно становясь взрослее. Они осознают жестокость мира, несправедливость в этой
ситуации и с каждым днём всё больше жалеют и любят их бедную Фройляйн. Так
продолжается несколько недель, пока мать девочек не замечает поведение гувернантки и
не увольняет её со скандалом. В эту же ночь беременная девушка кончает жизнь
самоубийством, а сёстры уже не играют и не смеются. Больше они никогда не станут
детьми.

На этой печальной ноте новелла заканчивается, а по телу бегут мурашки от той
атмосферы, которой проникнута история. Осознание того, что детские сердца не могут
понять ситуацию до конца, но при этом чувствуют, что происходит что-то неправильное,
пробирает до дрожи. Их поддержка и любовь к Фройляйн настолько искренние, что даже
не верится в то, что существуют такие сильные чувства к неродному человеку. Помимо
этого, пугает отношение детей к взрослым. Родителям не сходит с рук то, что они
умалчивают о ситуации гувернантки, да ещё и увольняют бедную девушку. Не зря
говорят, что дети, как губка – впитывают всё. Они теперь знают, что в мире есть
несправедливость и боль, за считанные недели они выросли и перестали быть детьми.
Хоть это и не прописывается в книге, но Цвейг даёт чётко понять, что сёстры теперь всю
жизнь будут думать о том, что люди вокруг лгут и притворяются. Они получили
психологическую травму, и она не пройдёт без последствий. Один большой плюс у этой
истории все же есть: девочки стали ближе друг другу. Стали друг другу поддержкой и
опорой, вот только, какой ценой.

«Кого однажды жестоко ранила судьба, тот навсегда остается ранимым», — пишет
Цвейг, и в этом заключается вся суть его новеллы. Сразу начинаешь думать, когда
закончилось твоё детство, когда впервые уличил своих родителей во лжи, и во благо ли
все эти тайны взрослых от ребенка.

Автор: София Шабанова

Post Author: МОРОШКА