ХРАНИТЕЛИ

rJ-IbIxx98g

Переваливаясь с одной ухабины на другую, автобус медленно, но верно следовал вперед. Наконец, сосновый бор закончился, и мы оказались на узкой песчаной, местами заросшей дороге, окруженной водой, которая едва не подступала к колесам.

– Раньше деревня состояла из материковой и островной частей, – расскажет потом Михаил Артемович Степанов, – на остров в летнее время попадали только на лодке, а когда отец вернулся сюда в 1970-е, то заказал в Кепе у дорожников трактор, который копнул и сделал эту насыпь-дорогу.

Отец Михаила Артемовича – Ортьё Степанов – народный писатель Карелии, автор романа-эпопеи «Родичи». Деревня, о которой идет речь – Хайколя, что в Калевальском районе, а узкая самодельная плотина, получается, главная транспортная артерия, которая связывает Хайколя со всем миром.

Как и у большинства деревень Беломорской Карелии, у Хайколя богатая, но трагичная история. Рунопевческая деревня после войны была признана неперспективной и ликвидирована. Это значит, всех жителей деревни без их согласия переселили в поселения крупнее и более удачливые, а заклейменный населенный пункт отрезали от всех коммуникации, сняли с баланса и убрали с административных карт страны.

Нет Хайколя на картах и сегодня. Хотя нет, на одной есть. Не так давно она попала на литературную карту России. Из четырех карельских литературных музеев два находятся здесь.

– Так у вас, получается, 50% от всей Карелии, – беседуем мы с Михаилом Артемовичем во время экскурсии по одному из музеев. Когда-то в доме жил прототип героя романа «Родичи» — старик Онтто. Музей создан и назван в его честь. В день нашего приезда в Доме Онтто открыта выставка «Будут ли окна заколочены?», посвященная сгинувшим деревням Калевальского района. По задумке авторов зрители как бы заглядывают в окна деревенских домов и видят там то, что не взяли с собой в новую жизнь хозяева: старые фотографии, грамоты, мелкие предметы быта.

– Вот как понять, сколько поколений проживало в доме? – спрашивает Михаил Артемович и, не дождавшись, сам отвечает. – По слоям обоев на стенах.

–Точно! – восклицаем мы и принимаемся считать количество в одной из рам.

–Не нужны были в городской жизни и прялки, – продолжает рассказывать Михаил Артемович, – мы повесили их над окнами. И если вы отойдете, то увидите не забытую деревню, а кладбище.

И действительно оконная рама и прялка над ней образуют жуткое сочетание: ты видишь старый деревянный могильный крест.

***

WnM9gQJTbFsСегодня Хайколя – это не просто два литературных музея, это музей под открытым небом.

–Когда отца не стало, мы решили сделать так, чтобы люди помнили о нем, о других карельских писателях и читали их книги, – делится Михаил Артемович. Инженер-конструктор по образованию, более 30 лет проработавший в конструкторских организациях Петрозаводска, сегодня он вместе с супругой Ольгой Николаевной, филологом и работником библиотеки, сосредоточились на возрождении родового гнезда Степановых.

Для этого совместно с Карельским союзом писателей и финским фондом «Юминкеко» создали Фонд Ортье Степанова.

Сначала отреставрировали Дом Ортье. В настоящее время здесь открыт Литературный музей. Первый фестиваль памяти писателя прошел в Хайколя в 2000 году. Теперь он стал традицией – фестивалем «Родичи». Традицией стал и международный фестиваль народной музыки «Sommelo». А в созданном при помощи финских студентов-волонтеров гостевом доме с концертным залом проводят фестиваль документального кино. К слову, электричества в Хайколя нет: просмотр фильмов проходит под аккомпанемент работающих генераторов.

В Доме Онтто, Музее литературных героев, проходят выставки о жизни карел Беломорской Карелии в первой половине ХХ века. Экспонаты подарены жителями соседних деревень. Они до сих пор приносят Степановым предметы быта своих родителей, бабушек и дедушек.

***

QB9kFjSsCFg
hMSe5HpvTg4
mhnSII3Wv7Y
-St-V7yzYP4
FEgs4pIuFBI

В день нашего приезда Степановы ждут гостей. В Хайколя должны прийти участники проекта, решившие пройти по маршруту от дома-музея создателя эпоса «Калевала», что в финском местечке Пайккари, до исторического памятника «Сосны Лённрота» в поселке Калевала. В этот раз гости добирались пешком. Чаще приезжают на машинах. –Далеко не все туристы могут доехать на нас. Пугает расстояние и дорога, – делится Михаил Артемович. – Не добираются до Хайколя и большие финские туристские автобусы: боятся, что низко висящие ветки деревьев могут попасть в систему кондиционирования и повредить её.

Но и цели нет такой – принимать толпы туристов. Площадь острова Луотосаари, где расположена Хайколя, невелика. Его можно обойти за час-полтора. Поэтому, заботясь об экологии, Степановы принимают не более 3 тысяч туристов в год.

***

–Это ведь электрические провода натянуты над озером? – в ожидании чая гости после долгой дороги отправились на прогулку по острову. Кто-то, решив искупаться, заметил еще одну особенность: линия электропередач проходит аккурат над озером, на котором стоит Хайколя. Проложить ее по-другому нельзя, слишком затратно получается.

–А почему бы не провести электричество в деревню? – последовал дальше самый популярный вопрос.

Можно, конечно. Вот только зачем? С появлением электричества пропадет та самая атмосфера старинной карельской деревни с ее размеренным укладом жизни и единением с природой, которую Степановы так бережно оберегают.

«У нас здесь не бывает случайных людей. И нет ничего случайного. Все, кто сюда попадает, делает это в правильное, нужное время», – отметит Ольга Николаевна за чаем.

И мы, подумав каждый о своем, согласимся с ней. Пробудем в Хайколя еще несколько дней и сами прочувствуем: все не зря. А уезжая, будем мечтать вернуться.

Полина Воронина

Post Author: МОРОШКА